Авторизация



Крепка ли броня? PDF Печать E-mail
Автор: Вероника Беседина   
07.08.2011 10:46

ГОСТ Р5074495 «Бронеодежда, классификация и общие технические требования»


При выборе бронированного автомобиля для инкассации и транспортировки ценностей необходимо учесть некоторые рекомендации специалистов в области автомобилей повышенной безопасности, е данном случае специалистов научно-исследовательского института специальной техники МВД РФ, Органа по сертификации изделий и материалов для броневой и противопожарной защиты (ОСИМЗ) и, конечно, непосредственных пользователей броневиков — инкассаторов.

Перед тем как приобрести бронированный автомобиль, нужно четко определить его задачи, а именно: степень защиты, необходимую для вашей безопасности; объем предполагаемых грузов и расстояний, которые предстоит преодолевать вашему броневику; стоимость и рентабельность автомобиля, а также его комфортабельность.

Как правильно определить необходимый уровень защиты?

Дело в том, что никаких конкретных документов, четко определяющих уровни защиты бронированных автомобилей в нашей стране, до сих пор нет. 27 февраля 1995 года постановлением Госстандарта РФ был утвержден и введен в действие ГОСТ Р5074495 «Бронеодежда, классификация и общие технические требования», зтот же документ используется сегодня при определении класса защиты спецавтомобилей.

Уровни безопасности классифицируются в зависимости от мощности оружия, пули которого выдерживает броня при том или ином классе защиты (см.таблицу).

Чем выше степень защиты автомобиля, тем дороже он стоит. Какой же класс можно считать достаточным, чтобы наиболее выгодно распорядиться денежными средствами? Отвечая на этот вопрос, нельзя забывать о том, что от выстрела из гранатомета не спасет ни один в мире бронированный автомобиль, поэтому многое будет зависеть и от профессионализма инкассаторов.

Однако опыт подсказывает, что при инкассации в пределах города риск нападения на инкассаторскую машину не велик, и если ваш автомобиль будет соответствовать 2 или 3 уровню защиты, это можно считать достаточным. Но вот при междугородних перевозках степень риска резко возрастает, и в этой ситуации защита должна быть не ниже 4 уровня. Одними из тех, кто предлагает спецавтомобили для междугородних перевозок являются сегодня Научно-производственная фирма «Коналю» (автомобиль «Урал-4120 СБ» ); АО «Метровагонмаш» (автомобили на базе ЗИЛ-4331); АО «Техника» (автомобили «Витязь» и «Стрелец» на шасси грузовиков ГАЗ-3307 и ГАЗ-4301). Эти автомобили удобны при перевозках крупных объемов грузов. Их шасси хорошо зарекомендовали себя на российских дорогах, как в условиях города, так и в сельской местности.

Но как убедиться, что броня предлагаемого вам автомобиля действительно соответствует тому или иному классу защиты?

Гарантом может служить сертификат, выданный АОЗТ ОСИМЗ, который должна иметь каждая фирма, предлагающая продукцию такого типа, как бронированные автомобили.

Однако, фирм, предлагающих бронированные автомобили на российский рынок, сегодня около 20, сертификат же имеют только 3 — Корпорация «Защита» (автомобили на базе УАЗ-3741, УАЗ-37512); АО «Автостиль» (инкассационный автомобиль «Ладога»); Научно-производственная фирма «Коналю».

Специалисты ОСИМЗа предупреждают, что покупая несертифицированный автомобиль, вы приобретаете «кота в мешке». Дело в том, что на данный момент в России нет четкой системы сертификации спецтранспорта. Около 45 процентов всей продукции такого типа поступают в продажу без должной проверки технологий производства, а значит в качестве брони, установленной на подобные автомашины, нельзя быть уверенным до конца. Происходит это потому, что большинство фирм-производителей останавливаются на приобретении свидетельства, выданного специальными лабораториями НИИ СТ МВД РФ, НИИ «Стали», испытательного центра «Импульс» на основании протоколов проведенных ими испытаний — отстрела специально представленного бронированного автомобиля. В ходе испытаний выясняется соответствие автомобиля предъявляемым требованиям, а также качество защищенности наиболее уязвимых мест — лабиринтных систем воздухозаборников и дверных проемов, стыков прозрачной и непрозрачной брони, перекрытий и отверстий под ручки дверей и наружные зеркала. Но свидетельство дает гарантию только на один представленный специально для испытаний автомобиль и не дает гарантии качества защиты каждого конкретного автомобиля. Последнее же может быть достигнуто только при стабильности технологий, гарантию которой дает сертификат ОСИМЗа, так как фирмы, получившие его подлежат обязательной периодической проверке производства.

Импортные бронированные автомобили чаще всего даже не отстреливаются. Они для этого слишком дороги.

Доверяй, но проверяй

Если вы сомневаетесь в достоверности качества брони предложенного вам автомобиля, лучше не экономить на безопасности перевозимого груза и жизни инкассаторов. Найдите время, чтобы убедиться и удостовериться в надежности броневика. С образцом брони и бронестекла вы сами можете отправиться в специальные испытательные лаборатории, где профессионалы проверят и установят уровень защиты предоставленного вами материала.

Примите к сведению, что если западный суд сочтет, что в смерти инкассатора, погибшего при исполнении, есть доля вины изготовителей машины, то они будут платить семье убитого немалую пенсию. Не говоря уже о компенсации банку, которому принадлежал автомобиль. В нашей стране никаких конкретных нормативных документов, в которых оговаривался бы вопрос юридической ответственности в данном случае, нет.

К сертификату, выданному ОСИМЗом, должно также быть приложено свидетельство одобрения транспортного средства НИЦ ГАИ, которое дает техническую гарантию вашего автомобиля, например о том, что при повороте он случайно не перевернется или после опрокидывания машине не потребуется новый кузов.

Что же выбрать?

При таком широком выборе бронированных автомобилей, тяжело сразу разобраться услугами какой фирмы воспользоваться? Практика показала, что при покупке бронеавтомобиля предпочтение нужно отдавать броневику, в салоне которого есть бронированная перегородка между грузовым отсеком и водителем. Перегородка должна быть оснащена бронестеклом. Вообще лучше, когда водитель чувствует себя независимым. В этом случае ему легче контролировать ситуацию.

Количество дверей в броневике должно быть не менее трех, чтобы в случае эвакуации экипажа не произошло никаких затруднений. Однако считается, что чем меньше дверей, тем меньше уязвимых мест и качество защиты такого автомобиля выше. Действительно, при малом количестве дверей уменьшается возможность попадания пули в стыки брони, петли, дверные проемы, но возможность гибели экипажа от несчастного случая возрастает в несколько раз.

Поэтому фирма-изготовитель обязана обеспечить должное укрепление слабых мест, имеющихся в каждом броневике, а не облегчать себе работу, уменьшая количество дверных проемов.


В случае же если количество дверей менее трех, как например, у автомобилей, которые реализует фирма «Eurocom», такие машины обязательно должны быть оснащены люком для эвакуации экипажа, при чрезвычайных ситуациях, открывающимся только изнутри автомобиля.

Особое внимание обратите на бойницы. Последние должны быть расположены по периметру кузова, обеспечивая возможность круговой обороны.

В число необходимого оборудования спецавтомобиля должны также входить: взрывопожаробезопасный бензобак, защита моторного отсека, пуленепробиваемые колеса и таранный бампер, которые устанавливаются фирмами, в основном, по желанию заказчика.

Отметим, что при бронировании автомобиля наименьшее внимание уделяется защите крыши и днища. Некоторые фирмы оставляют их вовсе не защищенными. Однако опыт подсказывает, что в броневике помимо всего вышеперечисленного должна быть защищена крыша и укреплено днище.

Многие для защиты днища автомобиля используют такой материал, как кевлар. Это высокопрочное арамидное волокно, обычно применяется в виде ткани. Сама по себе ткань при всей прочности составляющих ее волокон защиту не обеспечит. Волокна необходимо уплотнить и зафиксировать. В результате получается достаточно прочная, но очень легкая броня, которая считается одной из самых надежных.

Но кевларовых матов не достаточно. Помимо них днище должно быть усилено металлическими балками коробчатого сечения, которые не позволят днищу и матам при взрыве выгнуться внутрь салона.

Однако при намокании кевлар обычно теряет свои защитные свойства и требует специального вакуумного просушивания. А, учитывая особенности российского климата, такой вариант вряд ли будет удобен. Лучше если днище броневика будет выполнено из брони, пусть даже меньшего класса защиты и более легкой.

Металлическая защита днища установлена на автомобилях фирм «Коналю», «Армет», АО «Техника». Фирма «Диса» при защите днища автомобиля «Ивеко» используют кевлар.

Обратите внимание на стекла

Статистика показывает, что в 95 процентах случаев преступники стреляют в экипаж и водителя через стекла. Бронестекло обычно делают в виде, так называемого, стеклопакета. Стекпопакет, в свою очередь, должен иметь особую пластиковую оболочку, исключающую поражение осколками.

Некоторыми зарубежными фирмами в качестве бронестекла используется прочный и вязкий материал — поликарбонат. Специалисты предупреждают, что поликарбонат быстро темнеет, легко царапается, а также способствует быстрой утомляемости водителя.

Спросите о заброневом эффекте

Никто не сможет дать вам стопроцентной гарантии вашей безопасности. Но даже в том случае, если пуля пробьет броню, бронирование должно снизить последствия попадания. Выбитые куски по размерам иногда бывают больше самой пули, и летят они с немалой скоростью. С точки зрения наименьшего заброневого эффекта, лучше приобретать автомобили из гетерогенной (неоднородной) брони, нежели гомогенной (однородной), так как сталь с внутренней стороны первой более мягкая и вязкая. Гетерогенная броня дает осколков в несколько раз меньше, сердечник благодаря ее свойствам влетит вовнутрь с гораздо меньшей скоростью, а бронелист в результате вывернется, но не расколется.

Облицовка внутренней части листа (подбой) также служит для снижения заброневого эффекта. В качестве подбоя может быть использован любой вязкий материал, главное чтобы он был не горючим.

Рентабельность

Не секрет, что любая приобретенная вещь должна окупать себя и оправдывать затраченные на нее средства. Специалисты утверждают, что, с точки зрения окупаемости, деньги лучше вкладывать в отечественные автомобили. Во-первых, они дешевле; во-вторых, более адаптированы к российским условиям. Отечественная продукция хоть и неказиста на первый взгляд, однако менее капризна нежели импортная.

Наиболее рентабельна та машина, чей ремонт обходится дешевле и не занимает много времени. Во время переговоров о покупке бронированного автомобиля поинтересуйтесь обеспечен ли его сервис и гарантия.

Так, фирма «Кумост-Инкасс», реализующая бронированный «ВАЗ-2121» обеспечивает гарантию своего автомобиля сроком на 1 год независимо от пробега. Нельзя не отметить и того, что по прошествии некоторого срока вы сможете поменять купленную вами «Ниву» на абсолютно новую, доплатив за нее лишь до 40 процентов от стоимости новой в зависимости от степени износа. Фирма «Коналю» гарантирует своим клиентам замену и восстановление элементов бронезащиты, вышедших из строя в процессе эксплуатации. АО «Метровагонмаш», предлагающее бронированные ЗИЛы, также дает годовую гарантию своих машин. Гарантийный ремонт производится в центре технического обслуживания ЗИЛа.

Подумайте о комфорте

Комфорт — это конек, на котором производители импортных броневиков далеко ускакали от отечественных. Руль с гидроусилителем, удобные сидения, кондиционеры, высококачественная система связи — вот то немногое, что ставит импортные автомобили на более высокий уровень. А потом внешний вид в целом...

Инкассаторы считают, что сравнивать импортные и отечественные автомобили, с точки зрения комфорта, вообще нельзя. Особенно много претензий к бронированным УАЗам. Плохая система отопления и вентиляции, неудобные сидения из кожзаменителя, на которых особенно тяжело водителю. Система связи между водителем и сопровождающим экипажем оставляет желать много лучшего.

Но по качеству брони инкассаторы все-таки больше доверяют отечественным автомобилям. Ездить же предпочитают на комфортабельных импортных броневиках.

Непосредственные пользователи бронированных автомобилей утверждают, что первый год и импортные, и отечественные автомобили не причиняют особых хлопот их владельцам, через год же начинаются серьезные проблемы с ходовой частью и в импортных и в отечественных автомобилях. Однако отечественные окупают себя уже на первых порах в несколько раз, за счет более дешевого и доступного ремонта.

Бронированные автомобили фирм «Диса» (автомобили «Диса-1912 Заслон», «Диса-2936 Ива»), «Коналю» (автомобиль «Коналю-джип» на базе УАЗ-51312), бронированный ВАЗ-2121Б «Нива»), «Армет», реализующей броневики на шасси зарубежных автомобилей, не имеют сертификата ОСИМЗ, однако из опыта эксплуатации их на дорогах страны, по результатам проведенных испытаний специалисты отмечают их как наиболее удачные и рекомендуют их для инкассации и транспортировки ценностей.

 
 
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика