Чрезвычайный автомобиль для чрезвычайных ситуаций Печать
Автор: Александр БОРОДУЛИН, Олег ИВАНОВ   
12.05.2011 19:00

На подмосковных автополигонах в Дмитрове и Бронницах от рева мощных дизелей закладывает уши, а комья грязи из-под колес взлетают выше деревьев. Это сдают экзамен новые супер-внедорожники.

Фото: АМО ЗИЛ

Мало кто знает, что несколько космических экипажей «Союзов» — Владимир Лазарев и Олег Макаров, приземлившиеся на высокогорье Алтая почти сразу после старта, Валерий Зудов и Виталий Рождественский, «спикировавшие» морозной ночью в казахстанское озеро Тенгиз, Владимир Ляхов и Александр Александров, садившиеся при 25-метровой облачности — обязаны жизнью поисково-эвакуационым машинам марки ЗИЛ-490.

История этих машин началась в 1966 году, когда СКВ ЗИЛа назначили ведущей организацией по разработке наземных средств поиска и спасения спускаемых аппаратов космических кораблей.

Но вот в 1992 году количество заказов на спецавтотранспорт стремительно сократилось почти до нуля. Конструкторы задумались о превращении «космического» грузовика в универсальное спасательное средство. Оказалось, что сегодняшней России с разбивающимися самолетами, лопающимися нефтепроводами, падающими опорами ЛЭП и другими экономическими, природными и социальными катастрофами, остро необходим транспорт, способный в считанные часы вырвать из беды попавших в нее людей, доставить спасателей или аварийную команду в самое пекло вне зависимости от дорожных условий. Так родился поисково-эвакуационный комплекс машин, одинаково успешно преодолевающих болота, снежную целину, тундру, горы и овраги. Выпускать их готовится дочерняя фирма АМО ЗИЛ — «Вездеход ГВА».

Комплекс состоит из трех машин: шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-29061, транспортера ЗИЛ-4906 и грузопассажирского вездехода ЗИЛ-49061. Самая необычная из этих машин, конечно, первая. Закрепленные под днищем массивные шнеки придают машине вид огромной взбесившейся мясорубки. Полигонные испытания показали, что «мясорубки» намного эффективнее привычных гусеничных машин, когда речь идет о работе на болотах, в разводьях, по снежной целине и на льду. Единственное уязвимое место шнекохода — невозможность передвижения по твердым дорогам. Эту часть пути он одолевает в кузове транспортера, оборудованного с этой целью бортовым погрузчиком.

Грузопассажирский автомобиль имеет безмостовую колесную схему 6x6, стеклопластиковый герметичный корпус, снабжен независимой торсионной подвеской с амортизаторами и колесами большого диаметра (передние и задние — управляемые), двумя винтами для передвижения по воде. Высокую проходимость ему обеспечивают оригинальное устройство раздаточной коробки с отборами мощности на бортовые передачи, шины с регулируемым внутренним давлением воздуха. Машина способна преодолевать снежный покров высотой до 600 мм и пересекать железнодорожную насыпь, не разрушая ее.

Все машины имеют системы кондиционирования воздуха, аварийного отлива воды, радионавигационный комплекс. ЗИЛ-4906 несет также мини-электростанцию мощностью 4 кВт. Поисково-навигационный комплекс может перебрасываться по воздуху в «горячие точки» полностью — отдельно самолетами Ил-76, по частям — самолетами Ан-12 или вертолетами Ми-26.

Развитием серии спасателей станет вездеход ЗИЛ-4972. Кроме деталей и узлов, взятых из «космического» комплекса, в нем использованы комплектующие от штатных зиловских грузовиков модели «4331», в изобилии колесящих по дорогам России. В частности, ЗИЛ-4972 узнаваем по знакомой кабине. В нем стоит дизельный двигатель Ярцевского завода ЗИЛ-645 мощностью 185 л.с, но предусмотрен крепеж и для дизеля Caterpillar.

На базе модели «4972» разрабатываются фургон, грузовик со сдвоенной кабиной на 5-7 человек, автомобиль с погрузчиком контейнеров и крановым манипулятором.

Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ уже заказало «Вездеходу ГВА» несколько машин. Вполне вероятно, что в этом году они уже встанут на дежурство. Подобную технику не прочь приобрести электроэнергетики, нефтяники и газовики. Договор на поставку спасательных аэродромных машин заключен с Департаментом воздушных перевозок министерства транспорта России. Ж

 

Обновлено 15.05.2011 07:46